Прочитано в феврале - 2017
Mar. 9th, 2017 11:57 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Третий том четырёхтомного романа (о первых двух я уже писал: 1 том, 2 том). Полуфэнтези, полуНФ, но фэнтезийный компонент пока преобладает. О героях. Первый - Вуко Дракконен, разведчик с Земли, присланный на далёкую планету Мидгаард, чтобы прояснить судьбу переставшей выходить на связь земной исследовательской экспедиции. Второй - Теркей Тенджарук, Властитель Тигриного Трона, Огненный Стяг, Владыка Мира и Первый Наездник, предпочитающий теперь называть себя родовым именем Филар сын Копейщика, последний наследник императорской династии, ныне беглец и даже невольник. Жизнь на Мидгаарде всё больше превращается в ад. Филару предсказано, что именно он может оказаться ключевой фигурой в борьбе с этим адом, а Вуко догадывается, что причина этого превращения - четверо выживших членов экспедиции, и намерен остановить их любой ценой. В начале третьего тома он знакомится со вторым из них Олафом Фйоллсфинном (Olaf Fjollsfinn) - создателем и владыкой того самого Ледяного Сада, напоминающим нордического Старца Горы. К концу же тома становится более-менее ясна судьба всех четырёх.
Читался третий том не так безотрывно как второй, но, полагаю, связано это не столько с достоинствами/недостатками книги, сколько с тяжёлыми испытаниями, выпавшими на долю героев, в то время как мне сейчас хочется читать что-нибудь лёгкое и оптимистичное. Правда, должен отметить, что к концу тома автор, похоже, решил ускорить развитие сюжета, что после последовательного и подробного изложения предыдущих томов смотрится несколько неорганично. Что, впрочем, не мешает мне активно жаждать четвёртого тома.
Кстати, в третьем томе становится совершенно очевидно, что постоянные обращения автора к земным мифам, архетипам и прочему коллективному бессознательному не просто интеллектуальное "подмигивание" и желание "образованность свою показать", а обусловлены сюжетом и особенностями описываемого мира. То есть не просто логичны и оправданы, а неизбежны. Теперь вот пытаюсь понять, показалось мне, что четыре разыскиваемых землянина воплощают четыре основных темперамента, или так и есть. Надеюсь, поледний том покажет.
Рекомендую любителям высококачественной необычной фантастики, владеющим польским языком (естественно, после прочтения двух первых томов).
P.S.
Пара цитат:
"- Мы приносим в этот мир собственную историю. Топосы, мифы. А он ими кормится. Словно у него, согласно моей теории, кончились собственные. В данный момент мы двое играем тут роли Куртца и Уилларда. Я сижу среди туземцев и будто бы создаю здесь какую-то безумную утопию, а ты прибываешь из внешнего мира, чтобы со мной разделаться. На самом деле я не создаю никакой утопии. Я просто отвоевал себе клочок земли в сторонке, чтобы спокойно там жить. Я не Куртц. Меня не интересует экзистенциальная сторона человеческой природы, я не питаю ненависти к цивилизации. Ни к нашей, ни к этой. Тьма и ужас не моя область. Меня интересует ксеноэтнология. Природа этого мира. Хочу знать, как он работает и наблюдать за ним" (Олаф Фйоллсфинн).
"- Мы были компанией учёных. У таких людей есть два способа поведения, когда они сталкиваются с чем-то, противоречащим научному материализму. Или повернуться к этому спиной, заткнуть уши, закрыть глаза и повторять: "Артефакт, артефакт, не существует, случайность, несущественно, не соответствует, нету", или наспех придумать академическую теорию. Появились "креативные поля", "интенциональная трансмутация", "тауматургические метареальности". Магия, обряженная в академический лепет, тут же сделалась приемлемой. Ясно, что все эти теории появились со слепленной на коленке терминологией, поскольку, как говорится, нам не хватало "семантических дериватов". Поэтому, полагаю, из наших отчётов никто не мог понять ничего, кроме того, что персонал станции Мидгаард вероятно нашёл большую колонию грибов, подобных псилоцибе. Теории развивались всё больше и больше, за ужином господствовали "неоплатонические постулаты", "гиперкреация" и тому подобное. Мы пришли к выводу, что урочища это места, в которых мир приобретает истинную, свободную от псевдообъективизма форму. Соприкасается с реальностью платоновской идеи, иными словами, это выход из пещеры материализма. Это места, в которых всё может стать всем, достаточно только волей придать ему форму. Это была только одна из теорий, а сляпали мы штук семь и грызлись из-за них. Оказалось, что когда мы натаскали на базу растений, грибов, образцов и земли из урочищ, то начали творить чудеса и там. Научный персонал посылал в воздух файерболы, превращал птиц в камни, ван Дикен, совершенно фанатичный атеист и псих, постоянно повторял чудеса Иисуса, превращал воду в вино, ходил по воде, размножал хлеба и рыб, во время еды устраивал пародии на мессу, на которых превращал хлеб Дюваля в сырое мясо, а вино в кровь, главным образом для того, чтобы подразнить, поскольку оказалось, что тот в душе верующий" (Олаф Фйоллсфинн).
"- [...] По их мнению мы открыли нечто, что является абсолютным Философским Камнем. Ключом к будущему. Открытием всех времён. Огнём Прометея и так далее. Но у них даже и речи не было об изобилии благ, избавлении от голода и всеобщем достатке. Больше всего их радовало то, что теперь можно реализовать республику философов. Стряхнуть пыль со всех тех чудесных неосуществимых общественных идей, которые разбились о людскую природу. Создать нового, лучшего человека, и новый, лучший мир. Имея в руках магию можно создавать утопию. А если на пути станет человеческая природа, ей можно придать другую форму, как пластилину. Конец нетерпимости, насилия, неравенства, нищеты и болезней. Утопия. (Олаф Фйоллсфинн).
"- [...] Существенно то, что эти люди не знают виртуальности. Знают и могут представить только то, что видели собственными глазами, а при их возможностях путешествовать это немного. Здесь тысячу километров преодолеваются больше чем за месяц. И это в лучшем случае. Мы же происходим из цивилизации СМИ. Цивилизации образов. Каждый из нас знает, как выглядит вертолёт или мумия Тутанхамона, или молекула воды, или поверхность Луны, даже если никогда не покидал Лиллехаммера. Знает, что внутри у акулы, или как выглядит функционирующий антигравитационный двигатель, или ядерная боеголовка, кровяной шарик или клетка растения. Даже если мы не до конца понимаем, как что-то работает, то по крайней мере видели это в телнете, в играх и фильмах. Нам показывали в школе. Мы видели, а значит можем себе представить. Местные не знают массы вещей, потому что не имели возможности их увидеть, или узнать о них. Мы же знаем даже, как выглядит масса явлений и вещей, которых в принципе нельзя увидеть. А визуализация, вероятно, имеет принципиальное значение для управления процессом. Возможно, эта сила тоже должна увидеть - в голове мага. Чем бы она ни была, она не реагирует на простые словесные команды, типа "скатерть накройся"." (Олаф Фйоллсфинн).
"- [...] Никто не способен вылечить мир. Ты не можешь исправить то, что гораздо сложнее тебя. Все они хотят лечить весь мир, а делают то, что мы видим". (Филар).
P.P.S. В качестве бонуса. Волшебная песня, при помощи которой усмиряются агрессивные дикие дети:
Более поздняя запись:
Юмористическая книга, сюжет которой напоминает реконструкторскую игру в реальных декорациях. Издательская аннотация: "Началась эта история в те легендарные времена, когда деньги сами сыпались в умело подставленные руки, а молодая кровь бурлила в жилах опьяневших от вседозволенности оболтусов. Именно тогда Александр Могила приобрел у какого-то проходимца совершенно официальный диплом, дарующий право на титул барона и владение замком на задворках Европы. А теперь ему предстояло отправиться в собственную вотчину. И уже вскоре бывший строительный чиновник средней руки погрузился в череду невероятных приключений, порою переходящих в злоключения. Но к чести новоявленного барона, он в самых каверзных ситуациях не посрамил своей фамилии и даже приобрел среди подданных верных друзей и соратников…"
Читается легко, автор незлобно насмехается над различными сторонами современной жизни, попутно ненавязчиво подбрасывая поводы малость поразмыслить над вещами серьёзными, вроде ответственности и т.д. В общем, позитивная книга. Юмор не слишком изысканный, но без петросянщины.
Рекомендую любителям ненавязчивых юмористических книг, не слишком озабоченных соблюдением политкашрута.
Первая книга цикла "Такеси Ковач" (Такеси - в изданном переводе, мне как-то ближе Такеши Ковач (в оригинале Takeshi Kovacs), так что буду называть главного героя именно так). Фантастический "крутой детектив" в киберпанковском стиле. Действие происходит в XXVII веке на Земле, но главный герой Такеши Лев Ковач происходит с другой планеты Протектората ООН - колонии Харлан, населённой выходцами из Японии и восточной Европы. Детство в неблагополучном районе, служба в армии, и наконец Корпус чрезвычайных посланников, куда отбирают людей с граничными психопатичными наклонностями, чтобы после соответсвующей подготовки сделать из них уникальных бойцов, причём в плане не столько физическом, сколько в психологическом. Однако через некоторое время Ковач покидает корпус, а поскольку бывшим посланникам в большинстве миров запрещено занимать многие должности, постепенно скатывается по наклонной и в прологе его захватывают, как преступника, и приговаривают к более чем сотне лет хранения.
Здесь уместно будет, наконец, сказать, что в описываемом Морганом мире человеческое сознание можно оцифровывать и переносить из тела в тело так же легко, как мы сейчас переносим файлы с компьютера на компьютер (легко технически, процесс, естественно, находится под жёстким контролем государства). Соответственно тела тут утилитарно называют оболочками, а единственный способ добраться с планеты одной звезды до планеты другой в приемлемые сроки, а не за десятки и сотни лет, это переслать сознание и загрузить его в другую оболочку. Замечу, что автор весьма обстоятельно продумал последствия такой возможности переноса сознания. В частности, тюремное заключение в описываемом мире заменено упомянутым выше хранением - выгрузкой сознания из оболочки на определённый судом срок, а смертная казнь - стиранием личности.
Итак, Такеши Ковач, приговорённый к ста с лишним годам хранения где-то в колониях, внезапно приходит в себя в новой оболочке на Земле. Один из влиятельнейших людей планеты Лоренс Банкрофт, трёхсотлетний маф (жаргонное название богачей, которые могут себе позволить постоянно менять оболочки, производное от слова Мафусаил) недавно стал, как он полагает, жертвой убийства, которое полиция упорно считает самоубийством. Банкрофт хочет выяснить, что всё-таки произошло, а для этого ему нужен человек, никак не связанный с Землёй и, в идеале, прошедший подготовку посланников. Выбор падает на Такеши Ковача, и тому приходится взяться за расследование, причём практически с первых же шагов выясняется, что кто-то очень хочет ему помешать... Дальше начинается, как я уже писал, крутой детектив и спойлеры, так что я умолкаю.
Роман очень хорош. Сюжет динамичен и держит в напряжении. Мир тщательно продуман. Герои запоминающиеся. Различные фантастические допущения, включая искусственный интеллект, не просто рюшечки, а принципиально важны для раскрытия дела. Есть даже оппозиционное философское течение куэллизм, названное так по имени революционерки Куэллкрист Фальконер, последователем которого, похоже, является Ковач. Причём, приверженность героя куэллизму, не просто повод для автора привести некоторое количество броских цитат из трудов основательницы, а фактор, определяющий поведение Ковача. Есть и весьма откровенные сексуальные сцены, опять же, важные для сюжета, а не просто написанные для добавления тексту пикантности. Правда, из-за них, боюсь, книга должна попасть в категорию 18+.
Перевод, к сожалению, оставляет желать. В паре мест даже пришлось смотреть в английский оригинал, чтобы понять, о чём идёт речь.
Всячески рекомендую любителям НФ, особенно киберпанка и фантастических боевиков. Я же намерен поискать вторую книгу цикла.
P.S. Пара цитат.
Эпиграф одной из глав - цитата из книги Куэллкрист Фальконер «То, что я уже должна была понять» Том II: "Личное, как все любят повторять, мать их, является уделом политики. Так что если какой-нибудь идиот политик, облеченный властью, попытается претворить в жизнь политику, причиняющую страдания тебе или тем, кто тебе дорог, ПРИНИМАЙ ЭТО КАК ЛИЧНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ. Злись. Заводись. Машина правосудия тебе не поможет — она холодная и неповоротливая и она принадлежит сильным мира сего, как железом, так и программным обеспечением. От рук правосудия страдают лишь маленькие люди; те, в чьих руках власть, с улыбкой ускользают от неё. Если хочешь добиться правосудия, вырви его у них из рук. Пусть это станет твоим ЛИЧНЫМ делом. Причиняй как можно больше разрушений. ГРОМКО ЗАЯВИ О СЕБЕ. Только в этом случае у тебя появится надежда, что в следующий раз к тебе отнесутся серьёзно. Посчитают опасным. И пойми правильно: это ЕДИНСТВЕННОЕ, что отличает в глазах политиков игроков и мелкую сошку. С игроками надо договариваться. Мелочь просто устраняют с дороги. И снова и снова политики будут венчать твою ликвидацию, твои мучения и жестокую смерть самым страшным оскорблением, утверждая, что это высокая политика, так устроен мир, жизнь у нас суровая и не надо принимать случившееся как ЛИЧНУЮ ОБИДУ. Так вот, посылай их ко всем чертям. Пусть это станет личным".
"— Кристина, ничто никогда не меняется. — Я ткнул пальцем в сторону толпы на улице. — Всегда будут такие тупицы, проглатывающие догматы веры целиком, чтобы не думать самостоятельно. Всегда будут такие люди, как Кавахара и Банкрофт, нажимающие кнопки и смазывающие процесс обильными финансовыми вливаниями. Такие, как ты, будут следить за тем, чтобы игра проходила гладко и правила нарушались не слишком часто. А когда мафы вздумают сами нарушать правила, они будут нанимать для этой цели таких людей, как мы с Трепп. Это прописная истина, Кристина. Так было, когда я родился, сто пятьдесят лет назад; и, судя по тому, что я понял из учебников истории, так было всегда. Лучше свыкнуться с этим". (из беседы Ковача с лейтенантом полиции Ортегой в конце романа).

Репортёрская книга, написанная в стиле гонзо-журналистики. Вот что пишет сам автор о том, откуда выросла эта книга: "И вот так оно и пошло, что я начал профессионально заниматься тем, что гнал туфту. Попросту — врал. Если говорить о деле более профессиональными терминами — я фиксировал национальные стереотипы. Чаще всего — гадкие.
В денежном плане, это выгодно. Потому что ничто в Польше не продается лучше, чем Schadenfreude. Я это прекрасно знаю. Хватило того, чтобы я написал несколько текстов на тему Украины в гонзо-тоне — и у меня тут же появились заказы. В тех первых текстах я эпатировал украинским распи...йством и растасканностью. Все должно было быть грязным, крутым, жестоким. В этом и заключается суть гонзо. В гонзо имеется водяра, бычки, наркота и телки. Обязательно включение вульгаризмов. Так я писал, и было здорово".
Собственно, в книге всё так и есть: национальные стереотипы, водяра, наркота, тёлки, мат и пр. Посему, дабы избежать обвинения в низменности вкусов, приведу аннотации польского издания и украинского перевода.
""Придёт Мордор и нас съест" Земовита Щерека это рассказ о польских "туристах", выезжающих на Восток в поисках "хардкора" и приключений. Главная цель их путешествий - Украина, по которой они колесят на поездах и в раздолбаных автобусах и маршрутках, собирая истории, которые потом продают - после соответствующего "улучшения" - жаждущим подобных вещей землякам. "Придёт Мордор и нас съест" это повествование об отторжении и очаровании, о потребности экстенсификации в лице иного того, чего пытаемся не замечать в нас самих. Одновременно представляющее Украину, как пространство вытесненного в - сознательно прозападной - ментальности поляков. При всём том, однако, это произведение можно рассматривать также как апологию польской подвижности и интереса к миру, которые в современной Средневосточной Европе можно считать чем-то исключительным" (аннотация к польскому изданию "Przyjdzie Mordor i nas zje, czyli tajna historia Słowian").
"Какой видят Украину стереотипные поляки, точнее поляки, пребывающие в плену стереотипов? Почему они приезжают в нашу страну? Чего ищут? На что обращают внимание? Чего желают? Земовит Щерек — прекрасный психолог, точнее политический, или даже геополитический психолог. Он тонко нарисовал портрет польских национальных комплексов на фоне общеукраинского бардака" (аннотация к украинскому изданию "Прийде Мордор і нас з´їсть, або Таємна історія слов'ян").
От рекомендаций воздержусь, читайте аннотации и решайте сами. Желающие обидеться обидятся, желающие просветиться просветятся. Я лично посмеялся и не без пользы покопался в себе.
no subject
Date: 2017-03-09 11:09 am (UTC)no subject
Date: 2017-03-09 08:52 pm (UTC)no subject
Date: 2017-03-09 11:21 am (UTC)no subject
Date: 2017-03-09 08:53 pm (UTC)