Прочитано в августе - 2018
Sep. 9th, 2018 09:36 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Ретродетектив. Второй по времени написания роман цикла "Сыщик Путилин". Главный герой, знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин расследует убийство богатого купца в тайном доме свиданий. В дело оказываются вовлечены весьма важные персоны и, похоже, масоны, во всяком случае в руки сыщика попадает загадочный жетон с изображением ковша Большой Медведицы...
Добротно написанный классический полицейский детектив. Соответственно, рекомендую любителям литературы такого рода.
Третий роман о сыщике Путилине. На этот раз Путилин расследует убийство (или самоубийство?) писателя, который, как выясняется писал под псевдонимом бульварные романы о сыщике Путилове, прообразом которого служит сам Путилин. Убийство оказывается связанным с убийством монгольского князя Найдан-вана, которое в свою очередь связано с продажей последним души дьяволу. Вообще в романе много монгольской (и не только) мистики, тайных обществ и пр., но Путилин ищет реального убийцу - человека. А заканчивается дело через сорок лет на земле той самой Монголии.
Роман, пожалуй, лучший в цикле, хотя автор, как на мой вкус, несколько перебирает в первой половине с мистикой и тайными обществами.Можно рекомендовать любителям классических детективов.
Цитаты:
- [...] Беллетристика, она до поры до времени хороша, пока пишешь кровью сердца, а эта чернильница не бездонна. Сумел стать признанной величиной, как Тургенев, - можешь потом окунать перо в любую жидкость, никто и не заметит. Не сумел - или займись делом, или пиши, так сказать, на потребу, без претензий.
Я поинтересовался, действительно ли эти дакини так хороши собой. Баабар ответил, что если смотреть анфас, то да: спереди они имеют вид прекрасных молодых женщин, но задняя половина тела у них отсутствует, все внутренности наружу.
- Специально для русских интеллигентов, прервавшись, сказал Иван Дмитриевич, - я ввёл бы одиннадцатую заповедь: не исправляй содеянного. Будет ещё хуже.
Первая книга одноимённого цикла, или, с учетом конца, первая книга трехтомного романа. Романтическая космоопера с активным использованием восточных мистических учений. Далёкое будущее, человечество пережило Золотой век полного контроля над силами природы, но по-прежнему многое может и, объединившись в Конфедерацию Нафлина, заселяет значительную часть Галактики. Однако в Галактике есть и иная сила, Гипонерос, то ли планета, то ли раса, то ли коллективное существо. Гипонерос задумал Великий Проект, осуществление которого должно привести к установлению его контроля над Галактикой. А поскольку скаиты Гипонероса обладают весьма необычными ментальными способностями, План начинает успешно осуществляться. Сумеет ли человечество, все структуры которого вновь успели прогнить, оказать сопротивление зловещему врагу?..
Поскольку книга написана в романтическом стиле с постоянным использованием восточных учений, рекомендовать её могу лишь тем, кто не испытывает идиосинкразии к этим вещам. Мне поначалу было тяжеловато её читать, но к концу втянулся. К сожалению, третья, завершающая, книга у нас не переведена, так что пока не решил, буду ли читать вторую.
Цитата:
- Они начали писать слова с заглавной буквы, а когда люди начинают писать слова с заглавной буквы, значит, они готовы убивать ради принципов.

Рассказ/повесть о том свете. Лауреат премии Зайделя 1991 г. Главного героя Рудера Миленковича, точнее то, что от него осталось после отбытия бóльшей кары, которая выглядит, как допросы третьей степени, переводят с нижнего уровня на Небо. Однако это Небо выглядит, как концлагерь (кто был в Освенциме, сразу узнает), что объясняется тем, что приспособление к Небу должно, ради сохранения психического здоровья подопечных, быть постепенным. Миленкович, судя по всему, бывший в жизни большим бабником и человеком, умевшим "вертеться" начинает постепенно осваиваться в новой обстановке...
Весьма необычная, сильная психологическая вещь. К сожалению, автор писал рассказ как свой вклад в бушевавшую в Польше в то время дискуссию о разрешении/запрещении абортов и это чувствуется. В очередной раз убедился, что социально-политическая актуальность не идет на пользу литературным произведениям (в смысле поначалу идет, рассказ даже получил премию Зайделя, но проходит пара десятилетий, и читатель недоумевает, чего это автор...). Тем не менее, рассказ, повторюсь, хорош, так что рекомендую любителям социальной фантастики, владеющим польским языком. Приверженки тезиса "все мужики козлы" смогут при чтении получить дополнительное удовольствие, не связаное с литературными достоинствами рассказа.
Сборник рассказов из цикла Хроники Второго Круга (Kroniki Drugiego Kręgu). Первый, заглавный, рассказ получил премию Зайделя 1994. Всего в сборник вошло пять рассказов: Ткач иллюзий (Tkacz Iluzji), Лазурь мага (Błękit maga), Остров Безумца (Wyspa Szaleńca), Ящер (Jaszczur), Второй круг (Drugi krąg).
О заглавном рассказе. Главный герой - сирота Камешек - обладает задатками сильного мага. Однако магический талант не даётся даром - Камешек глух. И поэтому его прекрасные во всём остальном иллюзии несовершенны - юный маг не имеет представления о звуке. Помочь ему может или маг с талантом Созидателя, или дракон. Камешек отправляется искать нужного ему мага...
Последующие рассказы фактически образуют роман в новеллах (насколько я знаю, впоследствии Бялоленьская, таки, переделала сборник в роман "Отмеченные лазурью (Naznaczeni błękitem)", который, кстати, выходил на русском языке) и повествуют о том, как Камешку удалось решить проблему, как он поступил школу магов Замок, о его путешествиях и новых друзьях, наделённых магическими талантами...
Рассказы явно написаны для подростковой аудитории - затронута масса проблем, которые волнуют именно подростков и пр. Соответственно, мне было не очень интересно, но целевой аудитории, думаю, должно пойти неплохо. Кстати, чувствуется, что у автора есть кот - даже драконы в рассказах имеют множество кошачьих черт, заметно отличаясь от привычных нам драконов. Кроме того мне лично по душе научный подход Бялоленьской к магии.
Цитата:
- Я голоден. Поблизости есть коровы.
- Только не это!
-Почему нет? - спросил он беспечно.
- Это стадо кому-то принадлежит.
Пожиратель Туч сморщил нос и покосился на меня:
- Их кто-то добыл на охоте?
- Нет, но...
Он не позволил мне закончить.
- Я должен поесть, так что не нуди. Чьим-то может быть мясо, добытое на охоте, или место для спанья. Чьим-то может быть хвост, но не животное, которое свободно бродит и ждёт, пока его съедят. Мне бы хотелось, чтобы ты, наконец, начал мыслить логично.
У меня не было сил с ним ругаться. Драконья логика!